Раскопки пирамиды Усеркафа были проведены во второй половине 1920-х годов археологом С. Фирсом. Во время раскопок он нашел огромную голову Усеркафа, высеченную из розового гранита, — теперь она находится в Музее древнего египетского искусства в Каире. Это одна из самых сильных портретных работ, созданных ваятелями XXV века до н. э. в жанре репрезентативной скульптуры.
Спустя почти 30 лет, в 1956 году, была найдена еще одна портретная голова Усеркафа — ее обнаружили в Абусире, в руинах
храма. Сравнивая эти два портрета, М. Э. Матье видела в абусирской скульптуре «определенный интерес мастера к более заостренной передаче индивидуального лица фараона; отмечены складки кожи у рта, глаза смотрят пристально и внимательно».
Раскопки Фирса позволили выяснить композицию мемориального ансамбля Усеркафа. Он состоял из главной пирамиды и примыкавших к ней заупокойного храма и двух «сопутствующих» малых пирамид. Главная пирамида сохранилась, но ее кладка сильно повреждена; а от заупокойного храма и малых пирамид остались только нижние ряды кладки. Они воспринимаются теперь как некая крепида (этим термином называют мощную каменную кладку, образующую основание какого-то сооружения).
Заупокойный храм Усеркафа был размещен не к востоку (как это было в Гизе), а к югу от пирамиды. Такой новый прием был, очевидно, связан с укреплением культа Солнечного бога Ра.
Но еще ярче этот набирающий силу культ выразился в появлении нового типа святилищ — храмов Солнца. Первый такой храм был построен Усеркафом в Абу-Гуроб. Строительство храмов Солнца было продолжено при преемниках Усеркафа.